Эпоха митрополита Макария. К Дням славянской письменности и культуры

  • Икона «Распятие с двумя разбойниками и 16-ю клеймами страстей»

    Россия, Москва, вторая половина XVI в.
    Дерево, левкас, паволока; темпера яичная

  • Икона «Распятие с двумя разбойниками и 16-ю клеймами страстей» (ракурс)

    Россия, Москва, вторая половина XVI в.
    Дерево, левкас, паволока; темпера яичная

  • Икона «Распятие с двумя разбойниками и 16-ю клеймами страстей» (ракурс)

    Россия, Москва, вторая половина XVI в.
    Дерево, левкас, паволока; темпера яичная

  • Икона «Распятие с двумя разбойниками и 16-ю клеймами страстей» (ракурс)

    Россия, Москва, вторая половина XVI в.
    Дерево, левкас, паволока; темпера яичная

  • Икона «Иоанн Предтеча»

    XVI век.
    Дерево, левкас; темпера яичная

ЭКСПОНАТЫ

11.05.2017 – 11.09.2017

Москва, Государственный Исторический музей

Организаторы:
Государственный Исторический музей
Участники:
Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля принимают участие в выставке в Государственном Историческом музее, посвященной масштабной деятельности митрополита Московского и всея Руси Макария, канонизированного Русской Православной Церковью в 1988 году. Именно с именем митрополита Макария во многом связан наивысший расцвет русской средневековой культуры. Основу выставки составляют иконы, рукописные книги, предметы декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики из собрания Государственного Исторического музея.

Экспозицию дополняют памятники, предоставленные Московским объединенным музеем–заповедником «Коломенское» и Российским Государственным архивом древних актов. Музеи Московского Кремля представляют на выставке два уникальных, как в художественном, так и в историческом отношении произведения древнерусской живописи середины – второй половины XVI века.

Икона «Распятие с двумя разбойниками и 16-ю клеймами страстей» была написана псковскими мастерами после пожара 1547 г. для домового храма русских царей – Благовещенского собора Московского Кремля. Это выдающееся произведение относится к так называемым символико–аллегорическим иконам, появившимся в эпоху митрополита Макария. Сюжет основан на текстах четырех канонических Евангелий и апокрифического «Евангелия от Никодима». В среднике представлено Распятие Христа с двумя разбойниками, в 16 клеймах – события евангельской истории от Воскрешения Лазаря до Запечатывания гроба Иисуса Христа. В иконе  в полной мере отразились все особенности искусства эпохи митрополита Макария: повествовательность, основанная на литературных источниках, насыщенность композиций деталями и персонажами, миниатюрная манера письма.

Икона «Иоанн Предтеча» являлась патрональным образом царя Ивана Грозного. Первоначально она стояла в местном ряду иконостаса Благовещенского собора, напротив царского моленного места, а после кончины государя была перенесена к его гробу в дьяконник Архангельского собора Московского Кремля. Традиция размещения образа небесного покровителя государя в местном ряду иконостаса царского храма берет свое начало именно в эпоху митрополита Макария и Ивана Грозного. Икона «Иоанн Предтеча» была написана греческим мастером в середине XVI века по царскому заказу. Иконографические особенности изображения святого, представленного в молении Божественной деснице в левом верхнем углу, ставили акцент на теме небесного заступничества Иоанна Предтечи за русского царя и весь православный народ.