04.09.2003 - 12.11.2003

Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Организаторы:
 Федеральное государственное учреждение "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".
Поддержка выставочного и издательского проекта - АБ ЗАО "Газпромбанк". 

1# КовчегРасположенный на бровке Боровицкого холма Благовещенский собор привлекает внимание изяществом форм и богатством архитектурного декора. На протяжении многих столетий для него создавались иконы, литургическая утварь, произведения лицевого шитья, облачения священнослужителей. Выставка в Успенской звоннице впервые комплексно представляет уникальное собрание домового храма русских великих князей и царей и раскрывает те особенности, которые были присущи только Благовещенскому собору в соответствии с его исключительным статусом и местом в российской истории.

Благовещенская церковь «на государевом дворе» была возведена во второй половине XIV в. как молельня московского князя. В 1405 г. она была расписана крупнейшими художниками средневековой Руси - Феофаном Греком и Андреем Рублевым, а также Прохором с Городца. В роспись впервые в России были включены «Апокалипсис» и «Древо Иессеево», вошедшие в общую продуманную программу с темами божественного происхождения княжеской власти и надежды на спасение в день Страшного суда. Эти темы являются основными и в существующей ныне росписи храма, выполненной в середине XVI в. Они дополнены многочисленными изображениями русских святых, объединенных в несколько циклов, и своеобразным генеалогическим древом Рюриковичей.

Собор дважды перестраивался - в 1416 и 1489 г., а существующий облик приобрел в середине XVI в., когда закончилось объединение России вокруг Москвы и в 1547 г. впервые был возведен на престол первый русский царь - юный Иван IV. Грандиозная перестройка и оформление кремлевских зданий были связаны и со страшным пожаром, почти уничтожившим город летом того же года. Программа восстановления носила государственный характер. Созданные тогда произведения монументальной и станковой живописи, драгоценные предметы храмового убранства были призваны обосновать и прославить правление первого «венчанного самодержца», правителя огромного русского государства. Возможно, в это время были принесены в собор деисусный и праздничный чины иконостаса (в витрине 4 - икона «Благовещение» из праздничного ряда), традиционно считающиеся работой Феофана Грека, Андрея Рублева и художников его круга, возник обычай ставить в местном ряду иконостаса икону патронального святого царя, а после смерти государя переносить ее в надгробный иконостас Архангельского собора - некрополя московских великих князей и русских царей.

В 1560-х годах на крытых галереях собора были возведены четыре придела, для которых были написаны небольшие изысканно украшенные иконостасы.

Большую часть из семисот сохранившихся памятников X - конца XIX в., связанных с Благовещенским собором, составляют богослужебные предметы, многочисленные мощевики, а также вложенные в храм наперсные кресты и панагии, принадлежавшие московским великим князьям, русским царям и членам их фамилий и занимавшие значительное место в драгоценном уборе дворцовой церкви. В настоящее время часть этих памятников находится в соборе, другие хранятся в Оружейной палате и фондах музея и впервые предстают на выставке как один из центральных комплексов, составлявших ярчайшую особенность убора дворцового храма.

На рубеже XV - XVI столетий Благовещенский собор становится главным дворцовым храмом. Одной из особенностей его убранства является собрание вселенских и русских святынь, которое, подобно византийским василевсам, хранили московские государи. О стремлении наполнить царский храм святынями свидетельствует и принесение середине XVI в собор двух прославленных чудотворных икон (обе ныне - в Государственной Третьяковской галерее) - «Богоматерь Донская» и «Богоматерь Пименовская», а также обилие списков с чудотворных образов Богородицы.

О привозах на Русь чудотворных икон и мощей известно еще в домонгольское время, но особенно частыми они стали после падения Византии, когда Москва выступила ее наследницей, единственной хранительницей православия, и после учреждения в 1589 г. в России патриаршества. Вселенские святыни хранились в Успенском соборе, Патриаршей казне, но особенно много их было в царской казне и дворцовом Благовещенском соборе.

Древнейшая опись собора зафиксировала огромное количество мощей, заключенных в кресты, панагии, раки и деревянные киоты и помещенных в алтаре собора. Количество мощей, в первую очередь вселенских святых, хранившихся в ризнице собора и царской казне, постоянно возрастало. Основным источником их поступления в Россию были привозы из православных стран, оказавшихся под властью турок.

Ковчеги с мощами хранились в ризнице собора, и были доступны для поклонения только раз в году на Страстной неделе. Среди святынь Благовещенского собора особое место занимает крест в драгоценном ковчеге, входивший в состав Большого государева наряда и, вероятно, использовавшийся при венчании на царство с середины XVI в.

Первые цари династии Романовых, подчеркивавшие родственные связи с Рюриковичами, продолжали украшать дворцовый храм. На выставке представлены иконы в драгоценных окладах, украшенные камнями и жемчугом подвесные пелены к ним, напрестольные Евангелия и кресты, кадила и литургические приборы, покровцы и воздухи этого времени, многие из которых являются вкладами царей в Благовещенский собор.

Во время важнейших церковных праздников и крупных государственных событий - венчания на царство, бракосочетания царей, военных побед литургическое пространство трех кремлевских соборов становилось единым. После литургии в Успенском соборе царь и сопровождающие его лица направлялись в Архангельский собор, чтобы поклониться гробам предков, а затем - в Благовещенский на поклонение царской святости. Важнейшим событием был обряд омовения мощей, совершавшийся ежегодно в Великую пятницу в Успенском соборе. Многочисленные мощи, хранившиеся в царском храме, торжественно переносились туда для совершения этого обряда.

В основном собор предназначался для церемоний семейного характера. Кроме праздников, связанных с посвящением собора и его приделов, царская семья посещала его в дни тезоименитства цариц и царевен, при крещении детей, бракосочетаниях. Нередко цари слушали будничные обедни в Благовещенском соборе наряду с другими дворцовыми церквями.

В начале XVIII в. царский двор покинул Москву, при этом в Санкт-Петербург были увезены и некоторые святыни царского храма, а «на заклад новосозданного града Петербурга» в 1703 г. был выдан один из мощевиков собора. На протяжении последующих столетий императоры предпринимали усилия для сохранения и реставрации древнего дворцового собора. Значительные работы по реставрации храма и обновлению ризницы проводились при Екатерине II, Николае I и в конце XIX века. О том, что Благовещенский собор по прежнему оставался чтимым домовым храмом свидетельствует основание Александром I в 1822 г. придела в честь своего патрона Александра Невского и Николаем I в 1836 г. Никольского придела.

Структура выставки восходит к структуре убранства храма.

 
вверх