17.10.2007 - 13.01.2008

Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, Государственный Эрмитаж, Императорский фарфоровый завод 

01# Ваза-кратер с Ввыставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля, пожалуй, впервые в таком масштабе представлены истинные шедевры мастеров, художников и скульпторов Императорского фарфорового завода – вершины русской национальной культуры.

На протяжении всего существования Императорского фарфорового завода (1744-1917) семья Романовых уделяла огромное внимание своему казенному производству, работавшему исключительно по заказам Высочайшего Двора. Многие проекты художественных изделий утверждались непосредственно членами императорской фамилии.

Мечта императора Петра I об устройстве отечественной фабрики по производству фарфора была воплощена в жизнь его дочерью Елизаветой Петровной. Придворная Невская порцелиновая мануфактура, основанная в Петербурге в 1744 году, положила начало "фарфоровому делу" в России.

Коллекцию фарфоровых изделий из Государственного Эрмитажа елизаветинского периода на выставке демонстрируют декоративные тарелки, предметы чайных и кофейных сервизов, резные корзины, молочники, кашпо, солонки. Разнообразна по виду эрмитажная коллекция фарфоровых табакерок в форме морских раковин, фруктов и комодиков.

В 1765 году Екатерина Великая присваивает производству высокое звание - Императорский фарфоровый завод. Определенным этапом в развитии новых посудных форм стал созданный во второй половине 1760-х годов Орловский сервиз из собрания Музеев Кремля, подаренный императрицей Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову.

Начиная со времени правления императора Павла I, европейская традиция фарфоровых поднесений стала неотъемлемой частью придворного этикета и дипломатии России. К безусловным шедеврам русского прикладного искусства рубежа XVIII-XIX веков относится письменный прибор с вензелем императора Павла I, исполненный по проекту скульптора Рашетта.

Александру I было приятно лицезреть российскую мощь и размах. При нем создается знаменитый Гурьевский сервиз с крестьянскими типажами, сервизы с видами Петербурга и Москвы. Особое место в оформлении фарфора приобретает патриотическая тема Отечественной войны 1812 года.

Важным итогом правления Николая I стало возрождение интереса к национальному художественному наследию. Настоящими символами этого направления в прикладном искусстве являются созданные по проектам художника Солнцева Кремлевский и Константиновский сервизы.

В эпоху Александра II инициативу в руководстве фарфоровым заводом взяла на себя его жена императрица Мария Александровна. Фарфор этого периода на выставке демонстрируют разнообразные фигуры выпускника Берлинской Академии художеств, скульптора Шписа: амуры и мифологические персонажи, садовницы и цветочницы, придворные дамы и кавалеры, актеры итальянской комедии и другие персонажи.

При Александре III происходит технологический подъем производства. На заводе впервые применяется техника подглазурной росписи.

Во время царствования Николая II картину развития технологических экспериментов производства прекрасно иллюстрируют эрмитажные предметы с темно-красной глазурью, известной под названием "бычья кровь". Обращают на себя внимание эффектные произведения с росписью эмалевыми красками, получившие в отечественном производстве особо широкое распространение в 1900-е годы.

Театральное искусство заняло особое место в тематике фарфоровых произведений, создавших впоследствии целую галерею выдающихся деятелей русского театра. На Императорском фарфоровом заводе изготовлялись скульптурные портреты актеров, принимавших участие в прославивших отечественное искусство "Русских сезонах" Дягилева.

Русский фарфор вызывает огромный интерес не только в кругу специалистов, но и у всех тех, кто интересуется отечественной историей. Выставка раскрывает особенности художественного фарфора известного предприятия и отражает все направления в развитии русского искусства.

 
вверх