Карта России. Вехи истории

  • Плита строительная с латинской надписью о закладке башен Московского Кремля

    Москва, 1491 г. Архитектор Пьетро Антонио Солари. Камень белый; теска, резьба, покраска, кладка кирпичная.

  • Чарка великого князя Василия III с изображением герба

    Москва, великокняжеская мастерская, 1515 г. Золото, жемчуг; ковка, чеканка, оброн, резьба, чернь, эмаль.

  • Шапка Казанская

    Москва, мастерские Кремля (?), 1553 (?). Золото, серебро, сапфир, рубины, турмалины, бирюза жемчуг, мех соболя; чеканка, литье, резьба, чернь.

  • Шлем - «шапка ерихонская»

    Турция, XVI в. Сталь булатная, рубины, сапфир, бирюза, ткань, серебро, золото; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба. Происходит из имущества боярина князя Ф.И. Мстиславского. В 1654 г. находилась в составе царской оружейной казны Смоленского похода.

  • Блюдо

    Дар царя Ивана IV царице Марии Темрюковне. Москва, мастерские Кремля, 1561 г. Золото; ковка, чеканка, чернь.

  • Шестопер парадный

    Стамбул, середина XVII в. Поднесен константинопольским купцом Дмитрием Астафьевым царю Алексею Михайловичу в 1655 г. Находился при князе Г. А. Потемкине во время русско-турецкой войны и переговоров в Яссах в 1790–1791 гг. Золото, дерево, ткань золотная, альмандин, изумруды, рубины; резьба, чеканка, эмаль.

  • Цепь "Большого наряда" царя Михаила Романова

    Москва, мастерские Кремля, 1613–1626 гг. Золото; чеканка, резьба, гравировка, канфарение, клепка.

  • Карты Московии и "Тартарии"

    Карта Московии составлена английским купцом и дипломатом Э.Дженкинсоном во время его первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). Гравюры из атласа: OrteliusA.- Theatrumorbisterrarium. Antverpiae, 1572 (?) Бумага; офорт, акварель.

  • Карта «Россия, обычно именуемая Московией, части северная и восточная»

    Голландия, издательский дом семьи Блау, 1650 г. Составитель Исаак Масса. Бумага; гравюра, акварель.

  • «Знамя Ермака Тимофеевича»

    Россия, конец XVII в. (?). Холст, краски; ткачество, аппликация, роспись.

  • «Карта Российской империи»

    Московский институт ордена Святой Екатерины, 1872 г. Шерсть; вышивка.

  • Часы с портретом императора Николая I

    Франция, Париж, первая половина XIX в. Мастер Robin. Принадлежали наместнику на Кавказе князю А. И. Барятинскому. Стекло, золото, недрагоценный металл; эмаль живописная, штамп, гравировка, гильошировка.

  • Ключ крепостной от города Риги

    Рига, 1710 г. Мастер Иоганн Георг Эбен. Золото; литье, резьба, чернь.

  • Сабля в ножнах с поясом

    Иран, первая половина XVII в. Поднесена князем Я.К. Черкасским царю Алексею Михайловичу в 1646 г. В 1654 г. находилась в составе царской Оружейной казны Смоленского похода. Золото, серебро, сталь булатная, дерево, тесьма, рубины, изумруды, алмазы, бирюза, яшма; ковка, резьба, басма, чернь, инкрустация, насечка золотом, эмаль.

  • Табакерка с изображением императрицы Екатерины II

    Санкт-Петербург, 1780 г. Мастер Жан-Пьер Адор, художник-миниатюрист Карл Гейер. Золото, стекло, кость; резьба, эмаль, акварель, гуашь.

  • Покровец саадачный «Большого наряда»

    Москва, XVII в. Ткань, жемчуг, нити золотные и шелковые; ткачество, шитье.

  • Акварель. «Николай II и императрица Александра Федоровна, принимающие поздравления народа по случаю коронации 1896 г.»

    Финляндия, 1896 г. Художник Альберт Эдельфельт. Картон; акварель, белила, тушь, гуашь, золото, серебро и бронза твореные.

  • Знак ордена Белого Орла

    Санкт-Петербург, 1856 г. Золото; эмаль, штамповка, литье, гравировка, гильошировка. Принадлежал императрице Марии Александровне.

  • Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда

    Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1900 г. Мастер Михаил Перхин. Подарок императора Николая II своей жене, императрице Александре Федоровне. Платина, золото, серебро, рубины, алмазы огранки «роза», шелк, оникс, бархат, дерево; литье, эмаль, гравировка, скань, зернь, гильошировка, чеканка, монтировка.

  • Пасхальное яйцо «300-летие Дома Романовых»

    Санкт-Петербург, фирма Карла Фаберже, 1913 г. Мастер Генрих Вигстрем, художник Василий Зуев. Подарок императора Николая II своей жене, императрице АлександреФедоровне. Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», пурпурин, сталь, бирюза, горный хрусталь, кость, стекла; литье, эмаль, акварель, чеканка, гравировка, гильошировка, воронение, золочение, резьба, монтировка.

ЭКСПОНАТЫ

23.12.2014 - 15.03.2015

Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Организаторы:
Министерство культуры Российской Федерации, Музеи Московского Кремля

Карты Московии и Выставка в Успенской звоннице Московского Кремля посвящена феномену  России как самого обширного государства, статус которого она удерживает с конца XVII столетия, и как страны, территория которой расширялась с наибольшей интенсивностью. Впервые  Музеи Московского Кремля обращаются к этой теме, раскрывая ее в показе уникальных произведений искусства XIV – начала XX века. Великолепные памятники из кремлевского собрания отражают историю формирования территории русского государства от Московского княжества до Российской империи.  В связи с этим некоторые произведения представлены  на выставке, в совершенно новом ракурсе, другие – показаны впервые.

Центральным экспонатом является  вышитая карта Российской империи, созданная  воспитанницами  Московского института Ордена Святой Екатерины в 1872 году и поднесенная ими императору Александру II. 

Основу выставки составляют предметы, созданные по повелению российских правителей в связи с важнейшими событиями в геополитической истории России. Расширение границ всегда являлось  выражением славы и могущества державы и находило особое отражение в отечественном искусстве, вызывая рождение исключительных по своей значимости и символической наполненности произведений – от царских венцов до памятных медалей.

На выставке демонстрируется знаменитая Казанская шапка – царский золотой венец с драгоценными камнями и тончайшим черневым узором, созданный, как полагают, по повелению царя Ивана Грозного в 1553 г. после присоединения Казанского ханства к Московскому государству. Позже изображение венца вошло в сложную композицию Государственного герба России с так называемыми «титульными» гербами, венчая герб Казанского царства.

Памятные медали, появившиеся в России как особый вид искусства только в Новое время, представлены ценнейшей группой первых российских медалей этого типа, отчеканенных в связи с победами России в Северной войне.  

Расширение границ находило отражение и в полном титуле государя, в котором обозначались все подвластные ему земли. На самом раннем экспонате выставки с титулом московского правителя – каменной плите 1491 г. с латинской надписью о закладке трех башен Московского Кремля по повелению великого князя Ивана III – в его титуле перечислено девять подвластных князю земель. В полный титул царя Михаила Федоровича, который можно прочитать в резной надписи на кольцах одной из его регалий – золотой цепи, представленной в экспозиции, входит тридцать географических названий, а в титуле императора Николая II их насчитывалось более пятидесяти. Так же  развивался Российский герб, который с XVI в. дополняют гербы царств, княжеств и других земель, входивших во все расширяющееся государство.  

Особого   внимания на выставке заслуживают  карты, самые ранние из которых представляют Россию в XVI–XVII веках. Две из них входят в состав первого в мире географического атласа, составленного фламандским картографом Абрахамом Ортелием. На третьей, составленной голландским купцом, путешественником, дипломатом и ученым Исааком Массой, изображена северная часть России в первой половине XVII века, где хорошо видна Обдора, входящая в титул российских правителей с XVI столетия. В XVIII веке, отмеченном особенно значительным расширением территории государства, интерес к картографии проник в искусство, вызвав к жизни создание многочисленных изделий с изображением карт городов, губерний, вновь открываемых земель. Золотая табакерка с миниатюрным портретом Екатерины II, включенная в состав выставки, представляет императрицу как великую устроительницу обширной державы, держащей в руках ее карту.

Завершают экспозицию два пасхальных яйца, изготовленных на всемирно известной  фирме  Карла  Фаберже.  На одном из  них, с моделью сибирского поезда внутри, выполненном  талантливейшим  мастером  Михаилом  Перхиным  в 1900 году, изображена карта Транссибирской магистрали, указывающая на огромную протяженность страны. Второе, работы  знаменитого мастера Генриха Вигстрема, созданное к 300-летию Дома Романовых,  содержит внутри вращающийся глобус, на котором  помещены два силуэта России – в границах 1613 и 1913 годов, наглядно представляющие рост ее территории.

Выставка дает посетителю редкую возможность увидеть основные этапы и события сложной многовековой геополитической истории страны, отраженные в уникальных памятниках – символах «могущества и славы» Отечества, хранившихся в великокняжеской и царской сокровищницах, а позже – в возникшем на их основе музее «Оружейная палата».

Генеральный партнер проекта:

КНАУФ

 

ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ МУЗЕЯ

Выставочный зал в Успенской звоннице Exhibition hall of the Assunption Belfry