22.05.2004 - 25.07.2004

Патриарший дворец Московского Кремля

Организаторы:
 Министерство культуры и массовых коммуникаций, Фонд "Связь времен", ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" 

1# Яйцо с ландышамиВыставка в Мироваренной палате Патриаршего дворца XVII века представляет лучшую часть прославленной коллекции шедевров фирмы К.Фаберже, собиравшуюся американским газетным магнатом Малькольмом Форбсом на протяжении нескольких десятилетий. По своим размерам, типологическому и жанровому разнообразию, высочайшему качеству произведений, многие из которых имеют мемориальный характер, эта коллекция не знает себе равных в мире.

После восьмидесяти лет изгнания коллекция возвращена на родину благодаря российскому предпринимателю В.Ф. Вексельбергу, Председателю совета директоров ОАО "СУАЛ-Холдинг", который приобрел её у наследников Малькольма Форбса (1919-1990) и сделал доступной для обозрения россиян. Продажа собрания Форбса с аукциона "Сотбис" в начале 2004 года (хотя несколько десятков произведений собрания "Форбс" наследники уже успели реализовать двумя-тремя годами раньше) могла повлечь за собой растекание предметов по отдельным коллекциям и странам. Приобретение всех предметов коллекции В. Вексельбергом до официальных торгов - беспрецедентный случай в аукционной практике.

Ядро коллекции составляют более пятидесяти произведений. Это, в основном, царские драгоценности. Прежде всего, девять пасхальных яиц - второе по размерам собрание знаменитых пасхальных сюрпризов, подарков Александра III и Николая II своим августейшим супругам (первым принято считать собрание Оружейной палаты Московского Кремля, где лишь на одно яйцо больше). В коллекции Малькольма Форбса находились такие значимые произведения, как самое первое яйцо с золотой курочкой, с которого, собственно, началась знаменитая императорская пасхальная серия. Оно было изготовлено фирмой в 1885 году по заказу Александра III. Его супруге, императрице Марии Федоровне, так понравился подарок, что с тех пор заказ стал традиционным. На выставке представлено и “Ренессансное яйцо” 1894 года, которое было последним подарком императора Александра III Марии Федоровне. (Оно было продано Советским правительством в 1930 году из Оружейной палаты, где находилось в постоянной экспозиции). После смерти Александра III в царствование его сына, мастера фирмы стали делать по два пасхальных яйца: для матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и для жены Николая II, императрицы Александры Федоровны. В составе коллекции, приобретенной В. Вексельбергом, и сделанное в 1895 году, для Александры Федоровны яйцо с бутоном чайной розы, и одно из последних яиц Фаберже - “Орден Святого Георгия”, которое было изготовлено в период Первой мировой войны, в 1916 году. Только это, единственное яйцо, из обширной коллекции русских императриц, Мария Федоровна увозила с собой, отплывая из большевистской России на борту английского дредноута "Мальборо" в 1919 году. Другие пасхальные яйца собрания не менее значимы. Вдохновенные создания ювелирного гения Фаберже, или овеществленные признания императора своей супруге в любви или памятники событиям российской истории.

Коллекция вправе гордиться также великолепными пасхальными яйцами, выполненными по заказу герцогини Мальборо и др. Всего на выставке в Кремле представлены пятнадцать пасхальных яиц Фаберже с удивительными сюрпризами и хитроумными механизмами. В экспозиции их дополняют несколько десятков маленьких яиц-подвесок оригинальных форм и необычного художественного решения.

Другие виды и жанры, в которых работал "несравненный гений" Карл Фаберже, тоже представлены на выставке яркими образцами. Это роскошные портретные рамки и изящные настольные часы, поражающие разнообразием отделки и оригинальностью форм. Целый ряд экспонатов выставки в Музеях Московского Кремля - ценнейшие исторические памятники, связанные с последней коронацией 1896 года. Среди них - табакерки, подносное блюдо, бювар из сафьяна с золотым декором от Фаберже.

Выставка не случайно проводится в стенах Музеев Московского Кремля, хранящих сокровища национального ювелирного искусства: от домонгольского Рязанского клада до пасхальных шедевров фирмы К. Фаберже. Именно директор Оружейной палаты Д. Д. Иванов сумел в тяжелейшие 1920-е годы в период активного изъятия предметов из музейных собраний, добиться музейного статуса для коллекции пасхальных яиц фирмы К. Фаберже и тем самым спасти её от полной распродажи.

Нынешний директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина, узнав о предстоящих торгах на аукционе "Сотбис", была единственной из российских музейщиков, кто обратился в Министерство культуры с письмом, в котором была выражена озабоченность по поводу продажи коллекции, подчеркнуты её высокий статус и необходимость возвращения на родину. Призыв сотрудников Музеев Кремля и многих других соотечественников был услышан: лучшая часть прославленной коллекции шедевров фирмы К.Фаберже, которую американский газетный магнат Малькольм Форбс собирал на протяжении нескольких десятилетий, представлена в Мироваренной палате Патриаршего дворца XVII века.

 
вверх